фф

Обучение Гражданского общества

После московских выборов, где все решили пенсионеры, в сети появились разговоры о введении возрастного, имущественного или прочего ценза на право голосовать.
Дискуссии неслучайны: проблема действительно существует. Зачастую пожилые, редко выходящие из дома, слишком верящие телевизору, привыкшие в СССР ни за что не отвечать граждане формируют будущее нашей страны, тем самым утаскивая нас назад в прошлое. С другой - существует проблема слабого волеизъявления у граждан не старше 30 лет. Казалось бы, это самый активный электрат, при этом многие отмечали, что на участки приходили, в основном, бабушки.
Считаю, что проблема действительно есть. Но решать ее цензом опасно. Как говорится, сначала приходили не за мной, и я молчал, а когда пришли за мной - некому было заступиться.
Есть другое, вполне демократичное, решение вопроса. А именно, обучение Гражданскому обществу. Понимание избирательных технологий, реальных основ демократии, влияния СМИ и технологий - все это полезно знать не только политологам. Люди, наученные рассказами об идеальной демократии по телевизору, разачаровываются в ней, столкнувшись с реальностью. Расстраиваются, не видят альтернативы, опускают руки, перестают проявлять даже избирательную активность. Но если бы гражданами учили быть, например, в школе, разъясняя азы реальной демократии, ее механизмы, разачарований было бы меньше, а понимания важности даже акта голосования - больше. Люди бы учились овладевать имеющимися инструментами влияния на власть, кооперироваться, искать единомышленников, отстаивать свои права. И понимали бы, какой реальный результат они могут получить, как правильно приложить силы и так далее.
Взрослых тоже можно обучать на общественных семинарах, например. Тогда и ситуации, при которой в демократическом обществе вдруг выбирают Гитлера, можно будет избежать.
Жалко, что это не делается хотя бы в расчете "на завтра". Гражданское общество нужно нам еще "вчера". Даже нефть уже не спасает нашу экономику, потом будет только сложнее.
А нынешней верхушке разве выгодно воспитывать гражданское общество? Так что идея утопична, с обучением в школе(